Норвегия на автомобиле. День 0. Подготовительный этап.

Норвегия на автомобиле. День 0. Подготовительный этап.

Ну что ж, начнем потихоньку. Любое самостоятельное путешествие – это 80% подготовки и предвкушений и лишь 20% того, к чему ты, собственно, так готовился. Во всяком случае для меня и во всяком случае в тот период жизни, когда я каждый день ходил на работу. Что касается поездки по Норвегии, то если брать в расчет исключительно временной промежуток, то подготовительный этап перешагнет даже указанную выше процентную ставку. Причина одна – деньги. И не то, чтобы у меня их нет, но все-таки нужно учесть, что Норвегия – это самая дорогая страна мира, безо всяких там скидок: абсолютно любой товар там дороже, чем в Москве, минимум в три раза, обычно в пять. Но побывать на фьордах хотелось. Значит, еду.

Чтобы в полной мере насладиться Норвежскими природными чудесами, ехать надо на машине. Сам я не вожу, посему решено было ехать с отцом. Тем более, что опыт совместных поездок уже имеется: в 2010-м арендовали в Шотландии машину и с большим успехом за две недели осмотрели целую кучу самых шикарных замков. Отец у меня классный – спортивный, умный и рассудительный. И хотя последнее иногда перерастает в крайнюю форму занудства, за переезды я мог быть полностью спокоен.

Но то, что можно приобрести за деньги в Шотландии – не позволительная роскошь для Норвегии.  Ну то есть можно, конечно, взять какую-нибудь двухдверную инвалидку с ручной коробкой и платить за нее как за номер в пятизвездочном отеле каждые сутки. А оно нам надо?Нам точно не надо. Особенно с учетом того, что я планирую по возвращении пропутешествовать еще год в местах гораздо более отдалённых. Так что, видимо, ехать придётся на собственной машине прямо из Москвы.

Начались скрупулезный подсчёты: дорога в Финляндию, паром в Швецию, перегон до Норвегии… В целом уже меньше, чем арендовать, даже если лететь прямиком в Осло лоу-костом. Но главная экономия заключалась в еде (загружаем машину консервами и макаронами по ценам METRO под завязку и надеемся, что на границе не отберут) и в размещении (проживание в своей палатке в кемпингах сокращает бюджет поездки минимум вдвое). Арифметика элементарная. Вывод однозначный.

Определившись с транспортом, начиная с осени 2011-го, мы проводили расчёты и бесчисленные пересчёты маршрута. Не буду утомлять вас деталями этих пертурбаций – главное то, к чему мы пришли в итоге. А итог следующий:

  1. Из Москвы на машине до Хельсинки – 2 дня.
  2. Их Хельсинки на пароме до Стокгольма – ночь.
  3. Из Стокгольма сразу переезд в Осло и две ночи там.
  4. Южное побережье Норвегии – двое суток.
  5. Подъём на гору Прекестолен – сутки.
  6. Поход на скалу «Язык тролля» — сутки.
  7. Город Берген – сутки.
  8. Церковь Urness (UNESCO) и прилегающие фьорды – сутки.
  9. Гейрангер фьорд – две ночи.
  10.  Дорога «Лестница тролля», город Alesund – сутки.
  11.  Города Kristiansund и Trondheim – двое суток.
  12.  Въезд в Швецию и переезд до Ботнического залива – сутки.
  13.  Город Уппсала – ночь.
  14.  Стокгольм – две ночи.
  15.  Паром до Хельсинки и возвращение домой – сутки.

Это если очень кратко по самым ключевым точкам. Что в наш маршрут не попало? Не попал Олимпийский Лиллехаммер, не попал Полярный круг (а в Норвегии на заветной широте в66 градусов 33 минуты разбит целый музей со своим специальным почтовым отделением), а также один из самых северных городов мира – Тромсё(400 км.ещё севернее). Что касается Лиллехаммера, то потеря явно не большая – кроме стадионов да трамплинов он вроде бы ничем не примечателен, а спускаться с севера на юг нам гораздо выгоднее по Швеции, чем по Норвегии, учитывая разницу в цене на бензин. С Полярным же кругом и тем более с Тромсё, помимо финансового, сыграл еще и временной фактор – сильно растягивается срок поездки, что требует дополнительных запасов по всем пунктам. Вывод – открытка с Полярного круга свеч не стоит. Ну а всё остальное более-менее крупное и интересное нашим планом вроде бы охвачено.

Что касается шведской части, то здесь, конечно, основной целью является Стокгольм, который я никогда не видел. Уппсала добавлена лишь как промежуточный пункт, наиболее близкий к столице, позволяющий на следующий день окунуться в неё с самого утра.

Всё, маршрут утверждён. В Шенгенской зоне – 19 суток. Теперь за визой. В этом плане я никогда не хитрю: куда еду – туда и несу документы. Т.е. на этот раз в Посольство Норвегии. Виза не из лёгких, хотя есть и некоторые позитивные моменты по сравнению с другими Посольствами. Самый противный требующийся документ – это посуточный план поездки с приложением подтверждений с каждого места ночевки. Правда, если на своей машине, то из кемпингов достаточно электронного письма с фразой, что нам всегда рады, а места под палатки они не бронируют. И вот в течение двух недель я рассылал письма по кемпингам, расположенным вблизи наших планируемых точек ночёвок, и распечатывал стандартные ответы. В отелях (т.е. скорее в апартаментах или съёмных комнатах) мы планировали жить только в крупных городах — Осло, Бергене, Уппсале и Стокгольме и то только в случае, если подвернется что-то более-менее разумное по цене. Но чтобы не путаться, в плане для Посольства я написал, что вообще везде будем спать в палатке и присобачил к этому 17 распечаток плюс бронь парома Хельсинки – Стокгольм и обратно (адреса кемпингов в любой точке страны находятся в два клика на сайте www.visitnorway.com). Поездка на машине также требует предоставления копии водительских прав и страховки гражданской ответственности за рубежом (так называемая GreenCard–Зелёная карта). На многих форумах встречал информацию, что страховые компании в Москве оформляют Грин карты не раньше, чем за 30 дней до начала поездки. Враньё. Сделали её в РОСНО без всяких вопросов больше, чем за три месяца до выезда.

Остальные документы – как на любой Шенген: фотка, справка с работы, выписка со счёта, медицинская страховка. Анкета на визу заполняется на сайте, где сразу же карточкой оплачивается визовый сбор и выбирается дата и время, когда приносить документы. Саму анкету не надо даже распечатывать – только листочек с регистрационным номером. Главный недостаток – сайт полностью на английском, поэтому те, кто языками не владеет, распечатывает всё по старинке и идёт в порядке живой очереди. Мы же пришли в назначенный день и час, и нас тут же пустили в специальное пустое окошко. Ровно через неделю в паспортах красовались визы аккурат на 19 запрошенных дней и ни днём больше.

Теперь надо решить, где всё-таки останавливаться в крупных городах? Кемпинги вблизи каждого из них имеются, поэтому в крайнем случае без крыши над головой не останемся, но всё-таки категорически не удобно будет каждое утро въезжать на машине в центр. В таких случаях я использую couchsurfing. Что это такое и зачем нужно? Каучсёрфинг (от слова couch – «кровать, кушетка» и surfing — собственно «сёрфинг», т.е. «перемещение») – это интернет система, которая позволяет любому зарегистрированному в ней пользователю искать людей в тех городах и странах, в которые он отправляется, списываться с ними и бесплатно останавливаться у них дома при наличии такой возможности. Впервые я опробовал этот механизм в Мексике весной 2011-го. С огромным успехом – местные распахивают перед тобой двери, показывают город изнутри, если есть время, а с тебя требуется лишь аккуратность, чистота, хорошее настроение и истории про далёкую холодную Россию. Вернувшись домой, я тут же обновил свой статус, заявив, что тоже готов принимать гостей. И гости повалили. Так как в Москве практически отсутствует ниша бюджетных отелей более-менее приличного качества (все или 5 звёзд, или загаженные хостелы), то приличному человеку, не владеющему алмазными приисками, в Москве мало куда вообще можно приткнуться. Поэтому только за лето 2011-го у меня побывало не менее десяти групп иностранцев (русских тоже можно принимать, но мне это совершенно не интересно).

Многие спросят, насколько это безопасно. Безопасно абсолютно. Помимо основной регистрационной информации каждый пользователь размещает свою фотографию, плюс есть несколько фильтров дополнительной проверки, которые каждый может пройти по желанию. Чем больше фильтров – тем больше шансов, что тебя будут брать. Ну а самое главное – это система комментариев, которые оставляют о тебе люди, у которых ты останавливался или которых принимал. По ним ты всегда можешь оценить, как ведет себя тот или иной субъект в гостях или понять степень его гостеприимства. К началу 2012-го на моей страничке красовалось 30 положительных отзывов, как от хостов (host–хозяин, т.е. тот, кто принимает), так и от сёрферов (те, кто гостят), что давало большую долю вероятности того, что в Норвегии и Швеции проблем с размещением у нас не возникнет.

Начинаю отправлять первые запросы по каучсёрфингу в Осло, Стокгольм, Берген и заодно несколько других городов. С Уппсалой разобрались самостоятельно –забронировали очень приличный с виду отель за 100 евро за ночь в самом центре (один разок можно и гульнуть). Но время шло, а брать нас никто не спешил – то ли смущал состав нашей предельно малочисленной группы, то ли в целом русских пускать к себе никто не хочет (что лично мне совершенно понятно – я бы тоже не стал). Время поджимало, и вот уже бронируем в Осло отельчик за 120 евро в сутки (это из самых дешёвых). Наконец прорезался Стокгольм – есть квартирка на окраине. И тут же радостная новость из Кристиансунда – молодая мама с сынишкой готова нас приютить. Проблемы только с Бергеном. Отправил 12 запросов, но ответов либо не приходит, либо отказывают. Отель в Бергене – это вообще не вариант, цены от 200 евро за ночь. Переключаемся на апартаменты: через всё тот же visitnorway.com находим несколько мэйлов и рассылаем запросы. Эти отвечают быстро, но результат не меняется – мест нет. При этом к каждому ответу обязательно прилагается целый список из адресов дружественных апартаментов. Когда количество отлупов перевалило за тридцать, руки у меня опустились– значит, будем разбираться на месте или вставать в кемпинге, третьего не надо. Хотя и в этой канители с Бергеном был один положительный момент – в одном из списков попался адресок домика в Осло, а он как раз оказался свободен на наши даты и почти в два раза дешевле гостиницы. Снимаю бронь с букинга и радостно потираю руки – вопрос с проживанием закрыт (Берген не в счёт).

За пару дней до выезда сметаем с полок METRO всю более-менее приличную еду, которая может храниться не меньше трёх недель, пакуем палатку со спальниками (которые у меня еще с 2007-го и каждый год используются хотя бы на Нашествии), плюс закупленные специально для Норвегии – газовую горелку с тремя баллонами, надувной матрас в палатку и шатёр со стульями. Не забываем про кухонную утварь, удлинитель, насос для того же матраса и остальное по мелочёвке.

Машина под завязку. Старт в понедельник, 16 июля 2012-го в 6 утра. До темноты надо успеть добраться до Котки (почти 1000 км.). Держим кулачки!