Норвегия на автомобиле. День 1 и 2. Москва, Финская граница, Хельсинки.

Норвегия на автомобиле. День 1 и 2. Москва, Финская граница, Хельсинки.

Стартовали в понедельник 16 июля точно по плану – в 6 утра. Ну и в общем-то практически не останавливались аж до самой финской границы в Торфяновке. Посему достигли мы ее уже к 17.00. Правда, настроение было подпорчено дождем, периодически переходящим в сильнейший ливень, который не прекращался от Питера, да непредвиденными расходами в 500 рублей, которые выложили при подъезде к Ленинградской области человеку с полосатым жезлом за небольшое превышение скоростного режима, километров на 35 в час.

Сухопутная граница с Финляндией – довольно убогое и непонятное зрелище. Сначала нужно отстоять классическую стихийную русскую очередь к маленькому окошечку под навесом, чтобы получить выездной штамп, а потом предоставить возможность человеку к форме мельком окинуть взглядом ваши сумки (о том, чтобы открыть хоть какую-нибудь, речи не заходило). Далее подъезжаем к финскому посту. Здесь конечно уже свой уютный пограничный домик с кучей окошек и приветливыми лицами в нем. Здесь машины не смотрели даже снаружи – вышли с паспортами, сели и поехали.

На улице ранний вечер, и в принципе спокойно могли бы добраться до Хельсинки (плюс 200 км. к тем 900 до границы), но гостиница уже была забронирована, а снять бронь возможности не было, так что по территории Финляндии мы не проехали и сотни км., остановившись на ночлег под Коткой. Ночлег назывался Leikari hotel, никому не посоветую. Бронировали его по двум причинам – относительно приемлемая цена (90 евро за номер на двоих) и близость к границе. И в принципе поспали мы в нем нормально, но вид уж больно обшарпанный, стоит почти у трассы, интернет только на первом этаже. А уж какую отвратительную пиццу мне пришлось в себя запихнуть в их ресторане, так об этом я даже вспоминать не хочу. Так что наутро мы как можно скорее заправились более-менее приличными овощами на завтрак и поспешили в путь. Правда, уйти незамеченными не удалось, уже у машины нас догнала «ресепшионистка» и потребовала денег за проведенную ночь (хотя я думал, что их списали еще вчера, потому что этот вопрос не поднимался). Причём на чеке выбила 95 вместо 90. Кипишить не стал, безропотно отдав требуемую сумму – если трясешься из-за каждого евро, проще не суйся в Скандинавию вообще. Но гостиницу Leikari все-таки вам советую объезжать стороной.

Из хороших новостей второго дня было отсутствие дождя. А в данном случае это было существенным обстоятельством, так как на Хельсинки у нас оставалось прилично свободного времени и хотелось использовать его, прогуливаясь по городу, а не сидя в кафе. При подъезде к столице небо прояснилось до такой степени, что даже засветило солнце, чего после вчерашней безнадёги мы уже и не ждали. Так что первой точкой, которую я забил в навигатор (карты Скандинавии были заблаговременно куплены на сайте Гармина за 70 долларов) была «Церковь в скале», хотя в общем-то кавычки в данном случае будут лишними, потому что это действительно церковь и действительно в скале, по причине чего она и стала чуть ли не главной достопримечательностью Хельсинки. Первым вопросом при подъезде к месту стал вопрос с парковкой. Улицы в принципе свободны, места, где встать, имеются, но что-то больно много кругом знаков платной парковки. Я готов отдать лишние 5 евро за кроватку, но платить за то, чего кругом навалом, – это выше моих сил. Покрутились на пятачке, выбрали улочку, на которой вроде не было противной «Р», захлопнули дверки – и к церкви. Однако уже через пару минут мы почти бежали обратно – знаки авакуаторов и парковочные талоны в каждой (!) соседней машине убедили, что такая экономия может выйти боком. За 2 евро купили в автомате билетик на час парковки, положили под лобовым стеклом и со спокойной душой захлопнули дверки еще раз.

До попадания в церковь, правда, нам предстояло еще одно приключение – туалет. Туалет в Европе – это вообще всегда приключение, но чем дороже страна, тем интереснее оно становится, потому что если где-нибудь в Литве можно в конце концов плюнуть и заплатить несчастные 10 рублей, то очередные 2 евро за финский туалет – это за гранью добра и зла. А именно такая цена значилась на дверях большого железного павильончика для «М» и «Ж». На наше счастье из двери «М» появился человек. Подставленная нога спасает кошелек на очередные 4 евро, но вдруг в памяти всплывает инфа о том, что где-то в Европе туалеты после того, как закрывается дверь, автоматически целиком промываются, т.е. если зайдешь после кого-то, то тебя окатит с головы до ног. Эту проблему мы тоже решили – пока один справляет нужду, другой сдерживает дверные порывы к закрытию. И, соответственно, наоборот. Где-то рядом ходили люди, но нам было не до них – мы отбивали вероломно удержанную гостиничную таксу. Но первое разочарование постигло нас, когда все дела были сделаны и мы отпустили рвущуюся на свободу дверку – никаких омовений с потолка до пола не произошло, всего лишь классический спуск в том месте, где он всегда и происходит. Гораздо более жестоким ударом стала надпись на английском рядом с дверью, которую я почему-то увидел только сейчас (на свежую голову, видимо), которая гласила: «Мужской писсуар — бесплатно». Этот мерзкий алюминиевый домик открывался за деньги только в отделении «Ж», а наша дверка вообще не запиралась! Никогда. Обидно, но ничего – будут на нашем пути еще платные туалеты, во всех кабинках!

И вот, наконец, мы в той самой «Церкви в скале»,  которая по большому счету не представляет из себя ничего особенного. Да, гранит вместо стен – это неплохая фишка, но ехать ради нее в Хельсинки или просто идти искать, будучи там, я бы не стал. В этом плане я с большим удовольствием посмотрел на памятник финскому композитору Сибелиусу в виде нагромождения огромных органных труб в одном из парков города.

Больше оплачивать парковки не хотелось, и мы решили сделать финт ушами, попробовав выжать максимум из нашего билета на паром до Стокгольма. Наверняка у него должна быть бесплатная парковка в порту для таких бедолаг, как мы. Парковка действительно нашлась, но за деньги, да не просто за деньги, а ровно в два раза дороже – 4 евро в час, тут видите ли «1 зона», а в прошлый раз мы останавливались во второй. Ну что делать? Заводим мотор и вперед – снова искать заветную вторую зону. Проблем с этим, как ни странно, не возникло – ровно соседняя улица от площади Кафедрального собора распахнула свои объятия за заветные 2 евро в час. Особенно радостно стало на душе, когда припарковавшийся рядом русский мужичок рассказал, как за прошлую ночь ему вкатили штраф в 55 евро за парковку у собственной же гостиницы.

Кафедральный собор Хельсинки

Лютеранский кафедральный собор и площадь перед ним с памятником Александру II (из всех российских царей финны особенно уважают именно его за то, что в 1863 году присвоил финскому языку статус государственного, обязав учить его госслужащих, до той поры говоривших только на шведском) с моей точки зрения являются наиболее интересными достопримечательностями в целом бедном на них Хельсинки. К собору ведет крутая высокая лестница, с которой открывается замечательный вид на площадь, однажды увидев который, будешь вспоминать его каждый раз, слыша о финской столице. Осмотр собора изнутри – потеря времени (а чего можно ждать от лютеранского здания?), лучше провести лишние пару минут, наслаждаясь солнцем на его дивных ступенях. Имеется в виду, если вы настолько удачливы, что застали в Хельсинки солнце. Нам жаловаться не приходилось, ибо часов до трех светило так, что пришлось даже одеть защитные очки. А вот потом из-за куполов показались такие чернющие тучи, что мы поняли – время забираться на паром.

Когда до отправления оставалось 2 часа, а сверху снова вовсю лило, открылись шлагбаумы для машин. Отстояв небольшую очередь, мы подъехали к окошку, из которого нас попросили предъявить паспорта и распечатку брони. Через пару минут мы уже были счастливыми обладателями двух ключей от каюты (их распечатывают на магнитных картах типа наших билетов в метро) и тикета на ужин с приложением карты (!) ресторана, на которой было заботливо отмечено наше место за столиком номер 78. Билеты на паром я оплачивал сильно заранее, где-то за 3 месяца до даты отправления, что позволило воспользоваться очень существенной «скидкой ранней пташки» (EarlyBirdDiscount), которая предоставляется при оплате билета более чем за 21 день. В результате билеты Хельсинки – Стокгольм – Хельсинки в самой простой двухместной каюте обошлись в 404 евро на двоих с машиной и с ужинами. Каждый ужин, как сейчас помню, в этой цене составлял 31 евро на человека. И клянусь небесами, этиевры я проел до последнего цента. Потому что к моменту отправления голод стал проникать во все тайные уголки моего сознания, а стол просто-таки ломился от свежайшей рыбы в любых ее модификациях. Медленно выходя из-за столика 78, мы мечтали лишь о глотке свежего бриза на корме и безмятежном уюте кроваток.