Норвегия на автомобиле. День 7. Скала Preikestolen.

Норвегия на автомобиле. День 7. Скала Preikestolen.

Утром седьмого дня нашего путешествия, т.е. 22 июля 2012-го ко всем отмеченным в предыдущем посте недостаткам нашего кемпинга под Альгардом, добавился и близкий к экстремальному температурный режим. Всю ночь спали в термобелье, но с утра всё равно было зябко. Думаю, что не совру, если зафиксирую утреннюю температуру где-то на отметке в 10 градусов. Для конца июля все-таки могло быть и получше.

А на горизонте уже собираются нехилые тучки, так что времени расслабляться у нас нет. Быстрый завтрак, сбор – и погнали. Сегодня у нас первое восхождение на гору, не самое долгое, но довольно-таки крутое. С сожалением понимаю, что город Stavanger мы оставляем в стороне – на него сегодня совершенно нет времени. Хотя согласно Lonely Planet Ставангер (четвёртый по численности населения в Норвегии) в среде путешественников почитается чуть ли не как самый очаровательный город страны с его мощеными улицами XVIII века и белыми деревянными домишками в стиле моего любимого Кристиансанда. А в 2008-м его вместе с Ливерпулем даже выбрали в качестве Европейской культурной столицы.  Так что будете рядом – обязательно заезжайте и присылайте мне фотки, очень любопытно, так ли он прекрасен на самом деле.

Мы же подъезжаем к паромной переправе в местечке Lauvvik. Это наша первая переправа, и хочется чтобы всё прошло хорошо. На подъезде табличка с расценками: машина с водителем – 63 кроны, пассажир – 26 (итого с нас выходит 500 рублей только за этот раз). В окошке со смешной надписью «Yes, this is the way to Preikestolen!» («Да, это дорога к Прекестолен!», мол, сколько же можно спрашивать одно и то же) деньги принимает живой человек, что существенно бережёт наши нервы.

Паром не заставил себя ждать, правда, и переправа здесь совсем коротенькая, даже противоположный берег видно. На борт вместились все машины, что ждали вместе с нами, так что никто не остался обделён. Погрузка/выгрузка происходит молниеносно, от силы 10 минут хорошим ходом по воде и мы уже на другом берегу. Ещё минут через 20 мы паркуемся у подножия горного хребта, на который нам предстоит взойти. Машин и автобусов очень много: место популярно как среди туристов, так и самих норвежцев, а сегодня, как назло, воскресенье. Место для парковки нашлось только на третьей площадке, которая тоже забилась очень быстро. Думаете, стоять можно бесплатно? Просыпаемся! Вы в Норвегии! Парковка у горы – 100 крон (560 рублей).

Дождя пока нет, но вся окружающая обстановка говорит о том, что только пока. Одеваю военные берцы на ноги, ветровку на плечи, накидку на рюкзак – к непогоде готов. В путь!

Поначалу (первые метров 300) дорога чуть ли не пологая, только чуть вверх загибается. А потом начались камни. И дождь. Причем камни через каждые сто метров становились всё больше, а дождь всё яростнее. И если ногам в берцах ничто не угрожало, то из-за непромокаемой ветровки с каждым шагом становилось всё жарче. Когда в конце концов я окончательно вымок изнутри, оставшись сухим снаружи, я понял, что это не путь к победе, и дальше полз по камням в одной майке.

Пока же мы боремся с природой и стихией (а бороться нам ещё прилично – в одну сторону почти 4 км.), расскажу, зачем мы вообще туда лезем. Гора Preikestolen, точнее скала – одна из визитных карточек Норвегии. Знаменита она тем, что вершиной ей служит идеально ровная каменная площадка, которая с трех сторон вертикально обрывается в бездну фьорда с высоты 604 метра, прикрепляясь к горам лишь четвертой. При этом никаких ограждений здесь не имеется – можете свесить ноги прямо в пропасть, ну или хотя бы просто подползти к краю и заглянуть вниз. Я за собой неоднократно замечал некоторые проявления акрофобии (боязни высоты), так что по-хорошему мне бы от таких мест держаться подальше, но раз приехали в Норвегию, неужели не пойдём?

В рюкзаке справа спит ребёнок.

Так что идём. Тяжело дыша и обливаясь дождём вперемешку с потом, но идём. Особенно сильно в дороге меня поражали две группы людей: 1) те, которые шли по мокрым валунам в шлёпанцах (этих, правда, были единицы) и 2) которые шли с собаками (!) Причем как раз вторых было до хрена. Для меня осталось абсолютной загадкой, почему не оставить собаку дома (однозначно ведь это были не туристы, а сами норвежцы) или в машине, или внизу к дереву привязать в конце концов – ну по-любому ей лучше будет, чем прыгать в дождь по камням. А где-то их вообще переносили на руках, потому что склоны слишком крутые. Бред в общем какой-то. Но на протяжении всего пути собак я встретил, наверное, штук двадцать.

Что порадовало, так это информационные таблички через каждые 500 метров, объясняющие, где вы и сколько ещё у вас впереди. Где-то на исходе третьего километра дорога наконец вышла к вершине. Карабкаться больше не надо. Здесь простор и панорамные виды. Правда, ветер и холодно. Но за каждым поворотом так и ждешь, что покажется уже заветная скала. Скала показалась аккурат как было отмечено на стендах – ещё через километр. Было чертовски обидно, что такая плохая видимость – весь фьорд где-то далеко-далеко и в толстой пелене дождя. А когда начинаешь фотографировать, становится ещё и невыразимо холодно от пронзающего ветра. У нас с собой был маленький термос и две алюминиевые кружки к нему. Мы его брали как раз на такой случай. И сейчас он одиноко лежал где-то на заднем сиденье машины на парковке в четырёх километрах от нас…

Хорошо хоть, что я взял с собой фляжку с коньяком. На скале я пить не стал, всё-таки очень страшно поскользнуться, оступиться, не удержаться, тем более в такую погоду. Но на обратном пути засадил в себя всё до последней капли. Дорога назад всегда короче, и этот раз тоже не стал исключением. Конечно, погода попортила большую часть впечатлений – приходилось смотреть не по сторонам, а только под ноги, особенно на спуске. Но всё равно остается радость от сознания того, что преодолел трудности, что не повернул назад, что увидел то, о чём многие лишь мечтают.

Весь путь туда-обратно занял около четырёх часов, хотя по ощущениям казалось, что гораздо больше. В три часа дня переодетые в сухое и полностью изнемождённые мы выехали со стоянки, чтобы направиться по 13-му шоссе дальше на север, к месту нашего второго восхождения – на Язык тролля.

Дорога шла по живописной местности у кромки воды, но мы не особо обращали на это внимание. Во-первых, дождь даже и не думал прекращаться, а во-вторых, очень хотелось куда-нибудь лечь и заснуть. Сон развеяла только переправа у местечка с трудным названием Hjelmeland. Ещё 89 крон долой. Хочу сразу предостеречь тех, кто захочет попробовать сэкономить на переправах, объезжая их по земле. Ничего не выйдет. В большинстве случаев объездной дороги не существует – шоссе просто упирается во фьорд, и если не хотите платить, то можете ехать обратно. В тех же редких случаях, когда объехать все-таки можно, вы потратите уйму лишнего времени и сожжёте бензина ещё больше по деньгам, чем если бы сели на паром. Так что переправы подлежат обязательному включению в любую Норвежскую смету.

Через какое-то время после переправы дождь перестал, и мы даже сделали остановку у первого для нас в этой стране водопада. Правда, когда мы начали подыскивать себе кемпинг, дождь снова припустил. Физические кондиции и окружающая обстановка подсказывала нам, что сегодня не стоит экономить на здоровье и надо взять в кемпинге домик. Если, конечно, найдется для нас свободный, что было под большим сомнением.

Но, как мы помним, смелым должен сопутствовать успех. Особенно если они с навигатором и картой кемпингов. А оба они показывали, что сравнительно недалеко от нас – в городке Røldal помимо классической деревянной церкви расположились целых три кемпинга. Это шанс! К первому из них мы добрались где-то ближе к восьми вечера. Но, хотя он и был ещё открыт, свободными домиками не располагал. А вот во втором оставалось ещё два незанятых – один без воды за 600 крон, второй с душем и туалетом за 700 (это я услышал из разговора опередивших нас претендентов на стойке регистрации). И хотя 100 крон – это не копейки, здесь и сейчас я готов был выложить и больше, лишь бы мне дали душ! И в этот раз у нас всё получилось. Ребята перед нами выбрали более экономный вариант, а мы сегодня шикуем.

В нашем распоряжении целый двухэтажный дом на четверых. С кухней и ванной! О чём ещё может мечтать человек, покоривший Прекестолен и проехавший после этого ещё 150 километров? Разве что о макаронах с тушёнкой. Так и это я моментально организовал. Теперь точно всё – полный релакс и блаженство.