Норвегия на автомобиле. День 8. Церкви и водопады. Roldal, Lofthus, Kinsarvik.

Норвегия на автомобиле. День 8. Церкви и водопады. Roldal, Lofthus, Kinsarvik.

Рассвело. Ну то есть как рассвело – прояснилась пелена мелкого дождя. И это стало последним аргументом в пользу того, что на Язык тролля (Trolltunga) мы не пойдём. Что такое Язык тролля? Это одна из трёх самых известных горных достопримечательностей Норвегии. Первая, понятное дело, Прекестолен; вторая – этот «язык»; а третья – это для самых безбашенных или хотя бы никогда не слышавших про акрофобию – круглый камень над пропастью примерно в километр под названием Kjeragbolten. Причём на этот камень нужно обязательно залезть, чтобы сделать хороший фотоснимок на всю оставшуюся жизнь. Имеется в виду, если у тебя будет оставшаяся жизнь: так как камень действительно относительно круглый и держаться на нём вообще не за что. Так что поход на Kjeragbolten не рассматривался ни в одной редакции плана нашего путешествия. И вам не советую.

Язык же тролля – это менее экстремально, чем Kjeragbolten, но гораздо экстремальнее, чем Прекестолен. Во-первых, идти до него в одну сторону не четыре км., а шесть, хоть и по более пологим склонам. А во-вторых, плоской площадки там тоже нет, есть только длинный каменный выступ в форме носа или, как не трудно догадаться, языка какого-нибудь гиганта. Отсюда и название. И выступает он, конечно же, на высоте в 700 метров от озера Ringedalsvatnet, и конечно же с грандиозным видом на это озеро, и фотку надо делать, естественно, стоя на самом краю этой глыбы. Про смертельные случаи статистика умалчивает, но как бы то ни было, даже если туда идти, по самому «языку» я намеревался только слегка поползать, лёжа на животе.

Но всё закончилось проще. Желания идти в тот день не было никакого. По большому счёту мы ещё толком не отошли от вчерашнего восхождения, чтобы совершать сегодня следующее в 1,5 раза длиннее. И уж тем более под дождём. Требовались хотя бы два-три дня передышки. Но ни в какой план такие дни бы не вместились, потому что Прекестолен и «Язык» находятся не настолько далеко друг от друга: от Ролдаля, где мы проснулись, до «Языка» оставалось каких-то 60 км.

Быстро пробегаюсь по карте и Lonely Planet – план скорректирован! Мы едем на северо-восток к Бергену, осматривая по пути старые деревянные церкви и водопады, коих по карте я насчитал по несколько штук каждого. Иначе говоря, сегодня мы едем в своё удовольствие, расслабляясь после вчерашнего. И чем ближе мы подберёмся к Бергену сегодня, тем раньше в него попадём на следующий день. На том и порешили.

В первую церковь мы не поехали. Мы в неё пошли. Ещё вчера на ресепшне я видел рекламный буклетик про старинную деревянную красавицу, которая явно находилась поблизости. В реальности она стояла почти за углом. Дождь перестал, и длинные белые облака начали медленно опускаться с горных вершин в низины. Это придавало всей атмосфере какой-то особый колорит.

Первая деревянная церковь в Røldal была возведена чуть позже, чем большинство аналогичных ей – в 1275 году и с тех пор почиталась в среде верующих как место паломничества (уступая в этой славе лишь Кафедральному собору Трондхейма). В самом начале XX века она подверглась большой реставрации и сегодня находится просто-таки в идеальном состоянии. Наверное, поэтому и берут деньги за вход (40 крон с человека). Фотографировать внутри нельзя, но мы там были вообще одни, а, как известно, никакая норма без санкции работать не может. Так что чуток пощёлкал. Совсем малость.

Снаружи вид не менее живописный. Видимо, благодаря кладбищу и толстенной каменной ограде. Причем кладбище явно действующее: встречаются как надгробия XVIII века, так и совсем свеженькие могилки.

Перед отъездом посетили и продуктовый магазин (первый и последний раз мы в таком были только в Осло): отец третий день ныл про отсутствие в рационе витаминов и опасность цинги для членов нашей экспедиции, так что купили упаковку из четырёх яблок за 15 крон (80 рублей) да батон хлеба (28 крон!) к не израсходованной ещё московской копчёной колбасе.

На выезде из Røldal ставим первый рекорд по длине тоннеля – 4673 метра. Вообще тоннели здесь на каждом шагу, поэтому я уже и не обращаю на них особого внимания, только если что-то такое сильно длинное, как сегодня. А вообще самый длинный в мире автомобильный тоннель (Lærdalstunnelen) находится здесь же, в Норвегии, и протяжённость его – 24,5 км (это так, для сравнения).

Ещё в 15-ти км. на север обозначенный на всех картах грандиозный водопад Låtefoss. Вообще по пути встречается далеко не один водопад, каждый мощнее предыдущего. Латефосский же представляет из себя целых два мощнейших водных потока, облака брызг от которых обволакивают всё окружающее пространство толстой пеленой. Насколько я понимаю, сила потока зависит и от погодных условий, так что в этом плане можно считать, что постоянные дожди начали приносить нам и первые положительные результаты.

За городом Odda дорога пошла аккурат вдоль Hardangerfjord, а небо начало потихоньку проясняться. Впервые можем насладиться видами настоящего фьорда, и заодно отведать норвежский батон с русской колбасой на живописной стоянке.

Церковь №2 в этот день была каменной, тоже XIII века постройки, и стояла в городке Lofthus. Не такая привлекательная, как Рольдальская, но примыкающее кладбище у этой гораздо больше и интереснее, да еще и с видом на самый фьорд.

Сразу за ней показалась и третья – в местечке Kinsarvik. XII век, восстановленная, каменная, совсем не интересная. Но кладбище снова с видом на воду – это меня восхищает.

Перед тем, как сесть в Brimnes на паром в направлении Бергена, мы проехали чуть дальше по шоссе №7 к водопаду Vøringsfossen и не прогадали – это стало самым ярким впечатлением дня. Вообще водопад сильно облюбован туристами: здесь оборудована здоровенная площадка для парковки (как ни удивительно, бесплатная) и всегда стоит три-четыре полных автобуса. Верингсфосс – это снова не один, а сразу несколько потоков, низвергающихся с разных сторон горной гряды высотой 182 метра. Сделав несколько стандартных снимков в толпе японских туристов, мы разглядели за кафетерием на стоянке узкую тропинку, табличка у которой гласила: «Дальше вы идёте на свой страх и риск». Там явно было что-то интересное. Нам туда!

И через каких-то 100 метров мы вышли на открытую каменную площадку непосредственно над одним из потоков. Естественно, никаких заграждений – ничего. «Разбежавшись, прыгну со скалы, вот я был и вот меня не стало…» — здесь эти куплеты были как нельзя более к месту. Правда, прыгать никто не спешил, а в основном подползали к краю и заглядывали в бездну. Был также и один очень удобный с фотографической точки зрения выступ, с которого можно свесить ножки и поболтать ими, играя со смертью. И чем вам не Язык тролля? Какая разница: с 700 метров падать или со 180-ти?

Снимаю рюкзак, куртку, засовываю свою акрофобию подальше, сажусь на камень, и потихоньку придвигаюсь к обрыву. Когда берцы оказываются в невесомости, застываю с приоткрытым от страха ртом и вытаращенными глазами – ну, улыбаюсь вроде как. Где-то там далеко внизу ревёт и клокочет, внутри кипит просто-таки животный страх, а впереди просторы и дали. Даже сейчас ладошки вспотели от одних воспоминаний. Секунды фотосессии навсегда въедаются в мозг. Ради таких впечатлений и едешь в Норвегию. Но как же страшно их испытывать!!!

Время к вечеру, а на пути в Берген ещё одна переправа. Стоит уже 118 крон, правда, и паромчик покруче да и путь подлиннее будет. Как только оказались на другом берегу, стали пристально высматривать указатели на кемпинги: что карта, что навигатор указывают лишь на два кемпинга в непосредственной близости от самого города, наверняка должны быть ещё. Но километры тают, а с ними тают и надежды. В довершении всего с неба хлынул дождь, теперь желательно выцепить не просто место под палатку, а домик как вчера. До Бергена 50 км… 40… 30… Мимо то здесь, то там на домишках виднеются однообразные вывески «Мест нет». Видимо, народ смекнул, что в такой местности на туристах можно заработать, но для нас, естественно, уже ничего не осталось. Вспоминаю все свои 30 отказных запросов, отправленных в апартаменты Бергена и понимаю, что сегодня нам всё-таки предстоит испытать счастье установки палатки под дождём. Хотя и для этого ещё надо разыскать место.

Когда до Бергена оставалось ровно 20 км., по навигатору свернули в один из тех двух кемпингов, на которых у нас оставались последние надежды. Дождь льёт, не переставая, а девушка на ресепшне Lone Camping бьёт наотмашь: свободных домиков у них нет, и по дороге до Бергена тоже никаких вариантов уже не осталось. Ну что тут поделаешь? 235 крон за место под палатку с электричеством, и мы заезжаем на здоровенную территорию очень приличного (в хорошую погоду) кемпинга, нам даже карту дали, чтоб не заблудились. Отъехав в самый дальний угол к круглому озерку, выхожу из машины, чтобы прощупать почву (в буквальном смысле). Удивительно, но вода не стоит по колено. Да, травка пружинит и чуть похлюпывает, но никакого криминала –  можно без проблем ставить палатку и спать даже без надувного матраса.

И в этот самый момент (о, чудо!) дождь взял и перестал, хотя ничто, казалось бы, и не предвещало – небо темнее тёмного. Впервые устанавливали палатку с шатром на время: успеем до следующего дождя или нет. Успели! А после славных трудов сварили под сенью шатра по пакетику риса и навернули его с лососью. Дождь снова принялся за своё, когда мы уже домывали на кухне посуду. Засыпая, я вспоминал о фразе из Lonely Planet, что в одну зиму дожди в Бергене шли 83 дня подряд. Похоже, здесь мы не вытянем счастливый билет, и завтрашняя прогулка пройдёт исключительно под зонтами…

One Response to Норвегия на автомобиле. День 8. Церкви и водопады. Roldal, Lofthus, Kinsarvik.

  • Анастасия

    Была на водопаде Верингсфоссен. Впечатления хорошие,особенно понравилась рауга, которая сият там там ярко и прекрасно! Стоит быть предельно аккуратными из-за отсутствия ограждений! Дежите детей при себе!!!!!