Норвегия на автомобиле. День 12. Лестница троллей, маяк Alnes, Alesund.

Норвегия на автомобиле. День 12. Лестница троллей, маяк Alnes, Alesund.

После упражнений на каяке во всём теле сидела приятная усталость, которая уже часам к восьми сломила сопротивление организма и уложила его спать. И в связи с таким ранним отходом ко сну, подъем был назначен тоже на час раньше обычного. Когда на мобильнике под звонкую музыку высветилось 7.00 на улице стояло +10, что ощущалось даже в спальном мешке при одетом свитере и термоштанишках. Вылезать не хотелось, но дорога манила вдаль. Снаружи дождя не было, и сквозь пелену туч иногда даже пробивалось солнце, что обещало нам удивительно приятные впечатления.

Стартовали ровно в 10, направившись к одной из главных достопримечательностей всей Норвегии – самой живописной из её крутых дорог («крутых» в данном случае в буквальном смысле – наклон в 10 градусов) под заманчивым названием «Лестница троллей» (Trollstigen). Построенная в 1936 году она представляет из себя горный серпантин на фоне водопада высотой почти 200 метров из одиннадцати поворотов на 180 градусов каждый. Пропустить такое, будучи в Норвегии, – преступление.

Дорогой мы с радостью выяснили, что у нас вдруг образовался целый дополнительный день за счёт того, что не ходили на Язык тролля и охватили Берген за полдня. Ночевать на Гейрангере и развлекаться каяком по плану было заложено на сегодня – 27 июля, а мы отдуплились вчера и уже мчимся дальше. Проблема лишнего дня в Норвегии решается молниеносно, особенно если ещё прошлой осенью вы прочертили на карте маршрут к городу Ålesund на восточном побережье, от которого позднее отказались, так как на него не хватало дней. Но пока мы бросаем последний взгляд на Гейрангерфьорд с высоты соседнего холма и направляемся к Дороге троллей.

Сразу за переправой (89 крон) началась Норвежская клубничная долина Valldal. Клубничные плантации раскинулись на 62-ой широте (Москва, для сравнения, находится на 55-ой) по обеим сторонам дороги на несколько километров. Минуя одну за одной палатки, предлагающие свежесобранные дары природы, каждый про себя думал, как хочется её хотя бы понюхать, не говоря уже о том, чтобы отведать. Эти мысли мы гнали от себя проверенным средством — призраком норвежской цены, но когда на дороге показался где-то десятый по счёту навесик с клубничными лотками – тут мы спасовали. Корзиночку граммов на 450 продавали за 35 крон – впервые в Норвегии поторговались и забрали за 30. И не прогадали: таких сочных и сладких ягод мы не ели ещё нигде, даже собственный огород в Подмосковье отдыхает. Так что обязательно закладывайте себе в смету 30 монеток на маленькую гурманскую радость в местечке Valldal.

Облизывая красный сок с пальцев, мы незаметно добрались и до Лестницы троллей. Так как приехали мы с юга, то ехать по ней предстояло вниз, но прежде, чем сделать это, мы зашли на специальную смотровую площадку. С погодой повезло – большая часть дороги была освещена солнцем. Ознакомившись с масштабами предстоящего вояжа и в целом придя к выводу, что спуск к тому же Гейрангеру был примерно такой же крутизны, заводим мотор и вниз. Уже через 7-8 минут дорога была осилена без какого-либо сильного напряга. Фотка на память у знака «Осторожно тролли» и прямиком на запад по E136 вдоль Romsdalsfjord.

Практически сразу за Лестницей обновляем свой личный рекорд по длине тоннелей – каменная нора простёрлась аж на 6,6 км. Быстрый ланч из фасоли и бутербродов с колбасой придаёт силы для новых достижений, и мы не сбавляем обороты. На западном берегу помимо Олесунда была намечена еще одна цель – деревянный маяк XIX века на отдельном острове в каких-то 15 км. от города.

Так как маяк находился чуть в стороне от города и всего маршрута, то решено было сначала навестить его – оставляем Олесунд чуть южнее себя, катясь по дороге 107, которая для начала привела нас на занятный горбатый мост, а потом и в два подводных (!) тоннеля (Valderøytunnelen и Godøytunnelen – 4,2 и 3,8 км. длиной соответственно), которые сначала по спирали ввинчиваются вглубь, а потом так же по спирали выходят на поверхность уже на соседнем острове. Зачем строить столь затратные и трудоёмкие объекты на карликовом острове с населением в пару тысяч человек, а не использовать вместо этого паромы, осталось загадкой. Наверное, здесь просто относятся к людям как к людям, а не как к скотине, и не жалеют на них своих ресурсов.

Маяк стоит на холме у деревушки Alnes и в общем-то так и называется – маяк в Алнесе. Что поразило больше всего, когда мы уже подходили к нему пешком, оставив машину на стоянке, так это безветрие и почти абсолютная тишина – можно слушать крики птиц, доносящиеся с окрестных гор за пару километров отсюда. Вход на маяк платный, но цена смешная (для Норвегии) – 20 крон с человека. Забираемся на самый верх и долго дивимся на аккуратнейшие домики простой захолустной рыбацкой деревни. Почти у каждого дома чистенький новый автомобиль, плюс то здесь, то там виднеются традиционные батуты или другой спортивный инвентарь (для справки: в 2006-м году население деревни составило аж 200 человек). И такая берёт тебя обида за страну, в которой родился, что хоть плачь.

А ещё у маяка продают чудеснейшие блинчики, которые выпекают прямо здесь, о них даже в Lonely Planet написано. Один блинчик с сахарной пудрой – 20 крон, плюс чашка кофе еще столько же. Подарить отцу радость – бесценно. А я обойдусь – не люблю ни кофе, ни сладкое.

Два подводных моста назад, плюс ещё два таких же в несколько километров каждый, и перед нам уже вырисовываются очертания Олесунда. К городской парковке мы подъехали в 15.50 (на дворе, напомню, пятница). Надпись на въезде гласит, что по будням с 16.00 она бесплатна. Чтобы не рисковать, платим в автомате смешные 6 крон за полчаса – вынырнувший билетик пробивает нам время стоянки аж до 9 часов 20 минут понедельника: 10 минут за сегодня и 20 минут от первого рабочего дня, т.е. по выходным стоять можно бесплатно.

Lonely Planet рекламирует Олесунд как чуть ли не мини-Берген, только гораздо менее запруженный туристами. Не верьте. Действительно, своя набережная со слегка похожими домами здесь присутствует, но с Бергеном ей по-любому не тягаться. Вообще весь город, полностью выгоревший в самом начале XX века и отстроенный фактически заново в модном тогда стиле арт-нуво, гораздо больше походит на какой-нибудь квартал Риги, причём не самый выдающийся. Да, примечательные строения присутствуют, есть также и занятные скульптуры, но чего я совсем не почувствовал здесь – так это норвежского духа, от которого я так балдел на юге. Олесунд мог бы находиться в любой другой европейской стране, и даже скорее больше бы подошёл, например, Франции. Ходишь, и не хочется здесь остаться навсегда – нет, это какой-то ненастоящий норвежский город.

Но день клонится к вечеру, а у нас нет ни малейшего понятия, где остановиться на ночлег. Хочется подобраться как можно ближе к Кристиансунду, чтобы не терять завтра много времени на дорогу. Путь лежит на север через город Molde, к которому, ко всему прочему, без переправы не добраться. Решено попасть на противоположный берег и там разбить шатры. Переправа к Molde оказалась самой длинной из испытанных (километров на 20) и, как следствие, самой дорогой – 156 крон. Но самое неприятное – это припустивший с небес дождь как раз при подъезде к пункту высадки.

Не мылись мы уже давно – уж больно страшно простудиться с мокрой головой, когда на улице +10. Да и дорога сегодня выдалась тяжеловатой. Плюс дождь. Сошлись все основные факторы, чтобы пытаться найти домик вместо того, что снова собирать палатку. Выезжаем с парома в направлении Кристиансунда. Молде – довольно крупный город Норвегии со своим аэропортом, поэтому кругом высятся здания гостиниц, но в них мы даже и не пробуем ломиться. А вот и первый кемпинг – свободных домиков с душем нет, есть только сарайчики без воды за 450 крон. Ни два, ни полтора: платить в два раза больше, а мыться и еду готовить всё равно в общей зоне. Интересуемся, где ближайший кемпинг. Получаем инструкции и предостережение: закрываются через 15 минут, т.е. в 19.00 ибо, не забываем, пятница (и это только кемпинги так себя утруждают, все офисы по пятницам — максимум до четырех).

Рвём когти в указанном направлении. А вот и манящая вывеска – Skaret Turistsenter. И невероятная удача, прям как после восхождения на Прекестолен (смелым снова улыбнулась фортуна!) – есть последний свободный домик с душем и кухней за 750 крон. Берём, не раздумывая.

Из окна второго этажа восхитительный вид на другие домики со сказочными крышами, густо заросшими травой. Пять минуть под душем и макароны с тушенкой знают свое дело назубок – через полчаса после их принятия сознание притупляется, движения становятся плавными… а потом звонит будильник.