Путешествие по Перу. Дни 1, 2 (8, 9 января). Граница, Piura, Chiclayo.

Автобус компании Loja International, что идёт в Перуанский город Piura, во всей видимости, предназначен реально для лохов международного масштаба – старая грязная посудина с таким маленьким расстоянием между сиденьями и духотищей в салоне, что о каком-то сне во время ночного переезда можно забыть. В определённый момент ты, конечно, отключаешься, но только для того, чтобы ровно в четыре утра тебе в морду брызнул яркий свет из-под потолка, призывающий выходить штамповать паспорт на пограничном пункте.

На Эквадорской стороне всё прошло без проволочек: заполняешь небольшую форму, и тебе без вопросов пробивают штампик о выезде. Возвращаюсь к автобусу, а того и нет уже на прежнем месте. Паники не возникло, потому что знал, что у пограничного окошка осталась ещё куча народа. Водитель другой колымаги подсказал, что надо перейти мост, там Перуанские погранцы и мой ненаглядный транспорт.

Перейдя страшный тёмный мост практически в одиночество, я вышел к будке Перуанского пункта, в которое народ из моего автобуса отчаянно долбил кулаками. Наконец внутри зажёгся свет, и из окошка высунулась крайне помятая морда пограничника. Заполняю ещё одну мини-форму и протягиваю её вместе с паспортом. Паспорт, конечно, вызвал явное замешательство. Сначала товарищ долго смотрел на обложку, потом пролистал все странички, видимо, в поисках визы, не найдя, взялся за папку с распечатками. Я молчал, ибо привык, что на границе надо открывать рот, только когда тебя о чём-то спрашивают. Меня ни о чём не спрашивали, поэтому молчал. Но когда, отложив первую папку, пограничник взялся за вторую, ещё толще, а очередь сзади начала роптать, я сжалился и произнёс: «Россия, безвизовый въезд на 90 дней». Небольшая улыбка тенью промелькнула на лице погранца, пролистнув для вида ещё несколько распечаток, он с облегчением шлёпнул штамп в паспорт и на мою заполненную форму (её, кстати, надо обязательно хранить, ибо везде проверяют), переспросил: «90 дней?» и, получив от меня подтверждение, ручкой вывел в паспорте цифру «90».

Всё, я в Перу – третьей стране моего путешествия. Штампы в паспорт, кстати, во всех трёх шлёпают на первое свободное пространство, что находят. Поэтому Колумбия и Эквадор у меня красуются на разворотах с Шенгенами, а Перу почти касается Мексиканской визы, так что новые странички не используются, что большой плюс.

Наконец, все вернулись в наш ужасный автобус, и мы погнали дальше. Честно говоря, от Перу я не ожидал ничего хорошего. Скучнейшая страна с пустынными пейзажами, которую надо пересечь максимально быстро с минимальными потерями в деньгах, поглядев одним глазком на два чуда – рисунки Наска и древний город Мачу-Пикчу. Из всех стран моего путешествия это должна быть самая паршивая, но от неё никуда не деться, ибо летать я не хочу, да и картина Южной Америки без Перу будет явно неполной. Так что сжимаю зубы и закрываю глаза, чтобы попытаться поспать хотя бы ещё немножечко.

Немножечко удалось. Когда я очнулся, за окном уже светило рассветное солнце. Честно говоря, я бы предпочёл ехать в темноте, потому что то, что я увидел, даже с учётом всех моих нелицеприятных ожиданий, повергло меня, мягко сказать, в уныние. Пустыня, выжженная земля с редкими деревцами, загаженная мусором во всех возможных местах, по которой ездят даже не разваленные машины, а трёхколесные моторикши. Из всех стран, в которых я бывал, это больше всего походило на мой горячо любимый Египет. Лучшим выходом в этой ситуации было снова закрыть глаза, чтобы хотя бы не видеть всего этого убожества.

В Пиуру мы прибыли в 7.30 утра. Жарко, пыльно, грязно. Местных денег нет, но надо по-любому скорее выбираться отсюда, чтобы уже сегодня попасть хотя бы в ближайший крупный город Chiclayo, там разберёмся. Таксист нашёл меня сам и на реплику, что местных денег у меня нет, обещал завести сначала в обменник. Выбора у меня не было, и я загрузился в ржавую жёлтую машинку (ну уже хорошо, что хоть не в моторикшу). В обменнике поменял 100 баксов по курсу 2,6 соля. Два последних дня постоянно говорил себе: «Посмотри, какой курс и как выглядят деньги. Посмотри, какой курс и как выглядят деньги…» Ни хрена! Новостная лента фэйсбука, «Уральские пельмени» — это всё успел, но курс так и не выяснил. Посему взял те бумажки, что мне протянули из обменника, подумал, что если надули, то виноват сам, сел в такси и приказал везти скорее туда, откуда смогу уехать в Чиклайо. Ещё одна замечательная особенность Перу – в городах отсутствуют транспортные Терминалы, у каждой автобусной компании свой и у каждой свои маршруты. Поэтому переезд из города в город превращается в настоящий квест. В общем таксист куда-то меня привёз, сказал, что отсюда можно уехать в Чиклайо, и запросил 10 солей. «Это ж 4 бакса!» — подумал я про себя, но безропотно отдал, ибо нормальные люди сначала спрашивают, сколько будет стоить, а потом садятся в такси, но сегодня отвратные виды Пиуры и её окрестностей напрочь отбили мне все мозги.

Первая удача дня – автобусов в Чиклайо много, и следующий уже через полчаса (15 солей – 6 долларов, ехать часа три). Удача вторая – сам автобус. Здоровенный двухэтажный (!) дом на колёсах с супер-комфортными креслами и огромными расстояниями между оными, что так дико контрастирует с моими первыми впечатлениями о Перу (я двухэтажные автобусы-то только в Англии и видал, уж никак не ожидал их здесь встретить). Ну что ж, поехали, может, дальше будет лучше.

К полудню прибыли в Chiclayo. Терминал хрен знает на каком отшибе, посему хватаю такси и называю единственный дешёвый хостел, который предварительно разыскал в Lonely Planet и сети – “Hostal Amigos”. Предварительно поинтересовался, во сколько обойдётся поездка: 4 соля, ну это ещё куда ни шло, во всяком случае после грабежа в Пиуре. Приезжаем. А хостел битком, мест нет. «Не боись, знаю тут один дешёвый отельчик», — говорит таксист и привозит в отель “Silvana”. Номер на одного – 55 солей. На улице страшное пекло, я весь грязный, невыспавшийся, с ужасными первыми впечатлениями от Перу – в такой ситуации обычно соглашаешься уже на любой вариант. И я согласился. Койка, туалет, душ, столик, вай-фай – всё присутствует, одну ночь переконтуюсь.

Немножко пришёл в себя, пересчитал деньги (недосчитался где-то тридцати солей, наверное, в обменнике всё-таки на… портачили), положил в рюкзачок фотик и пошёл осматривать Чиклайо, а заодно искать еду и билеты на следующий ночной автобус в Кахамарку. Выхожу, кругом одни магазины, какие-то совсем убогие, какие-то ничего, куча народу и жара. Дошёл до главной площади: ну, собор, газончики, лавочки – приличней, чем всё остальное, но всё равно в целом ни о чём. Большой фотик даже не достаю, не за чем, так, сделал несколько снимков маленьким и отправился дальше искать, где бы поменять деньги. Уличным обменникам доверяться явно нельзя, зашёл в какой-то крупный банк, поменяли по 24.80, но хотя бы не обманули, и то ладно. Отобедал в китайском ресторанчике за 9 солей лоханкой риса (удивительно, будучи в Китае, от их еды меня воротило, а вот то, что подают в китайских забегаловках Южной Америки, мне по душе, плюс это чуть ли не самый клёвый бюджетный вариант – порции огромные, рис сытный и цена всегда приемлемая).

Последняя задача этого дня – купить билет в Кахамарку. Я вообще грешным делом даже подумывал Кахамарку пропустить и пуститься по прямой вдоль побережья, чтобы скорее добраться до Лимы, но внутренний голос меня остановил: «В Перу ты возвращаться явно не собираешься, так что будь любезен осмотреть здесь всё досконально, чтобы никаких неохваченных интересных мест не оставалось». Ну и пошёл за билетами. А билетов-то и нет: я в одно агентство, во второе – никто в Кахамарку не ездит. Посоветовали обратиться в “Linea”. Пришёл – у этих есть, один утренний, пара ночных. Взял за 25 солей (считай, 10 баксов) ночной на завтра и со спокойной душой отправился в номер, ибо смотреть в Чиклайо вообще не на что, базар сплошной. Есть в окрестностях знаменитый музей – Царские гробницы Сипана, завтра его осмотрю и скорее прочь отсюда.

На утро решил даже не пытаться договариваться с отелем остаться в номере до 9-ти вечера, упаковал вещички, сдал рюкзак и ноут на репешн, и отправился искать транспорт к музею. Ехать надо в соседний городок Lambayeque, где-то 6-7 километров. Пришёл на маленькую площадь, где мне обещали маршрутки, но никаких маршруток не видать. Нарезаю круги по площади, периодически расспрашиваю прохожих, где же здесь всё-таки что-нибудь останавливается, наконец, меня отправили за угол, где я нашёл большой замызганный гараж, в котором стояла пара обычных легковушек. Они-то и отправлялись в нужном мне направлении. Благо, ждать, пока набьётся, долго не пришлось, ибо больше четырех пассажиров всё равно не уместить, и вот по жаре и пыли мы очень скоро прибыли в Lambayeque. Высадили меня на каком-то рынке, где страшно воняло протухшей рыбой, и махнули рукой куда-то вправо – музей там. Скорее пробегаю между рыночных рядов, облепленных жирными мухами, чтобы увидеть перед собой красную громадину музея. Его местоположения явно никак не вяжется с его удивительным фасадом. Огромная пирамидальная форма явно обещает мне что-то интересное внутри и уж по крайней мере укроет меня от испепеляющего солнца.

Вход стоит 10 солей. Фотик, рюкзак, мобилку – всё сдать, так что фотки, которые вы видите на этой странице – это иллюстрации из других музеев, в которые я попаду позднее. Иллюстрации гораздо более примитивные, чем то, что я увидел внутри, но общее представление получите.

Итак, Царские гробницы Сипана. Давным-давно (с I по VIII века н.э.) на территории северного Перу жил народ mochica (вообще здесь жила и куча других народов и даже в то же самое время, но сейчас именно о мочике, или как их ещё называют, моче). Было у них много разных богов, похожих на людей, но сочетающих в себе и черты разных животных, и один самый главный (Ai Apaec, с двумя длинными змеями на поясе) – создатель мира. В обществе была жёсткая иерархия, возглавлял которую Верховный правитель, сразу за ним шёл жрец и далее разные знатные люди. Верили мочика в то, что после смерти все их высокопоставленные чиновники в загробном мире будут обладать тем же статусом, надо только правильно их похоронить, со всеми прижизненными регалиями. Поэтому недалеко от того места, где нынче музей, выстроилась огромная пирамида, в которую замуровывали умершую знать. В частности, найдены там тела двух царей (анализ ДНК показал, что принадлежали они одному и тому же роду, но через три поколения), одного жреца и нескольких других важных персон. Но главное, конечно, не тела, а то, что ещё клали в эти могильнички. И если «старый царь» был похоронен всего лишь с несколькими золотыми украшениями его праздничного одеяния и одной заколотой ламой, то царю новому (тому, который через три поколения от него) устроили такие похороны, что археологи годами расчищали всё то, что ему преподнесли.

Ну, начнём с того, что на верхний уровень гробницы положили тело стражника с отрезанными ступнями (чтобы не сбежал). Затем сотни кувшинов со всякой едой и напитками. Потом ещё куча всяких регалий и, наконец, самое интересное – тело жены царя, плюс тело начальника войска (типа, Министра обороны), плюс одной молодой девушки, плюс ребёнка лет 11-ти – 12-ти и двух лам. Хоронили всех, естественно, одновременно, т.е. всех этих персонажей к похоронам специально задушили.

Вот, собственно, об этом и музей. Со всеми историями раскопок, кувшинами, золотыми украшениями, изгнившими одеждами и, конечно, самими костями. Страшно интересно, и сделано очень добротно. Единственное, что надписи все на испанском, поэтому требуйте себе английского гида, иначе поход пройдёт впустую.

Обратно словил у того же вонючего рынка маршрутку, пообедал снова в китайском ресторанчике и сел бомжевать в холле гостиницы до 9 вечера, благо, столики и вай-фай в холле присутствовали, так что время пролетело незаметно.

Грузиться в автобус компании “Linea” оказалось не так просто, как могло показаться, всё по-взрослому: багаж сдаётся отдельно на стойке, билет предъявляется вместе с паспортом, перед заходом в салон оставляешь отпечаток пальца (!) в графе с номером твоего места, и уже перед самым выездом тебя ещё заснимет на видеокамеру специальный человек. И если видеокамера присутствовала и на международном рейсе из эквадорской Лохи, то отпечаток пальца – это уже что-то совсем новенькое. И я всё теряюсь в догадках – это так борются с терроризмом, или чтобы было проще трупы опознавать, когда мы в какое-нибудь ущелье загремим по дороге…

Но прочь грустные мысли – я еду в Кахамарку, место, где почти пять веков назад развернулись события, полностью перекроившие историю не только Америки, но и всего мира.

2 Responses to Путешествие по Перу. Дни 1, 2 (8, 9 января). Граница, Piura, Chiclayo.

• Лисий_хвост

«сел в такси и приказал везти…» нет, друг, есть в тебе что-то от конкистадоров, пол пути а с местной фауной ты так и не сливаешься)))) комаандуешь
    или «приказываю» это любые твои просьбы без пор фавора?)))

• alf

Ну что ты к словам цепляешься? Естественно всё как надо сказал, с пор фавором, просто в общий текст хорошо легло «приказываю».