Путешествие по Перу. Дни 5, 6 (12, 13 января). Trujillo.

Путешествие по Перу. Дни 5, 6 (12, 13 января). Trujillo.

Хостел в Трухильо хоть и был классическим по части наличия общих комнат для сна, но совершенно не отличался классической вечерней хостельной тишиной. Обычно можно завалиться спать уже в 8 вечера, и ни один тебе ни свет не включит, если увидит, что ты уже лежишь, ни громко разговаривать не будет. Здесь же всё иначе: группа аргентинцев гоготала минимум до полуночи, и им было по хрену, кто там где собирается поспать. Поэтому утро у меня началось тоже не раненько, где-то ближе к десяти.

Сегодняшний день будет посвящён музеям. В первый попасть не удалось, ибо в нём нынче обосновался какой-то частный клуб. Потом настал обед, и все остальные тоже позакрывались. Обед здесь, так же как и в Эквадоре, начинается в час, а кончается не раньше трёх. В этот промежуток бесполезно куда-то стучаться, в крайнем случае будут открыты только крупнейшие музеи в больших городах, а в Трухильо можно расслабиться. Подаренное время я использовал, чтобы всласть нафоткать скульптурные композиции на Главной площади, так напоминающие Вигеландовские творения в Осло, и купить билет в Лиму. До Лимы ехать очень далеко, минимум девять часов, поэтому явно придётся снова ночевать в автобусе. Плюс Лима – это огромный по размеру город с разными «неблагонадёжными» районами, в которых расположились автобусные терминалы. Более-менее в центр тебя привозит компания “Cruz del sur”, которая котируется как одна из лучших, хоть и дорогих. Плюс в Трухильо у неё Терминал в шаговой доступности от моего хостела. Всё это навело меня на мысль, что наверное, от услуг “Linea” в этот раз я откажусь.

Ночные автобусы в Лиму у “Cruz del sur” делятся на две категории: «автобус-кровать» (bus-cama, 100 солей) и «автобус-полукровать» (bus-semicama, 80 солей). Я вообще-то не ожидал таких высоких цен, но в результате взял за сотню, ибо страшно хотелось посмотреть, что же за чудо такое – «автобус-кровать». В конце концов один раз можно и позволить себе прокатиться с комфортом, главное не привыкать. И только один вопрос теперь мечется по всему мозгу в поисках пристанища: Если сиденья раскладываются полностью, то получается, что ноги будут упираться прямо в чью-то голову и, соответственно, моя голова окажется у чьих-то ног… Или там сиденья развёрнуты перпендикулярно движению, как в наших поездах? Ну в общем чуть-чуть осталось потерпеть, чтобы выяснить: выезд завтра в 22.30.

Наконец сиеста кончилась, и я вошёл в музей «Археологии, антропологии и истории». Не слишком занимательная, но и ненапрягающая экспозиция, посвящённая истории развития древних народов Перу с небольшим количеством оригинальных артефактов. Но зато здесь можно фоткать, так что иллюстрации, что вы видели к прошлым записям – это, в том числе, и отсюда.

Бегло пробежался через очень убогую Художественную галерею, в которой не увидел вообще ничего примечательного, и напоследок наведался в Музей игрушек. Вообще, откровенно говоря, старые игрушки (особенно куклы) и карусели с лошадками и клоунами обычно наводят на меня большой страх, ибо почему-то сразу представляются мёртвые дети или клоуны-убийцы, а страшнее этого, кажется, быть уже ничего не может. Но музей был всё-таки ничего, не очень страшный, хотя кукол тоже было много. Зато присутствовали и очаровательные старые плюшевые зайцы, и древние машинки, и главное – огромнейший кукольный дом с обстановкой середины XX века.

Вечером, уже когда совсем стемнело, ещё разок выполз из хостела и устроил чуть ли не первую за всё моё путешествие ночную фотосессию. Отсутствие у меня ночных фоток из Колумбии и Эквадора объясняется легко: во-первых, города в этих странах обычно очень тёмные и смотреть в них вечерами совершенно не на что (за исключением, конечно, Картахены, Кито и Куэнки), а во-вторых, просто страшно разгуливать одному по тёмным улицам в этих местах, да ещё и с фотиком наперевес. В Трухильо всё иначе – и посмотреть есть на что, и людей на улицах всегда много, так что совсем не страшно. По окончании прогулки хотел себе сделать подарок в виде ужина в Маке (уж очень хотелось какого-нибудь фиш-бургера или наггетсов), но цены меня просто ошеломили. Один биг-мак, например, обойдётся в 15 солей, т.е. 6 баксов, т.е. 180 рублей. Поразительно! Я впервые нашёл не просто в Перу, но во всей Южной Америке что-то, что дороже, чем в Москве. В результате на ужин у меня был куриный суп и 2 бутерброда с курицей в ресторанчике на пешеходной улице, которые вместе обошлись мне на 5 солей дешевле одного биг-мака.

На следующий день встал в девять, ибо в 10.30 выезд на экскурсию по окрестным археологическим местам, которую вчера купил здесь же, в хостеле, за 20 солей (входные билеты и кормёжка не включены, только транспорт и гид). На небе впервые сгустились тучки, и я подумывал захватить с собой куртёнку, но вовремя спросил хозяина насчёт дождя. «Дождя не будет. У нас здесь не бывает». «Что, вообще? А когда последний раз шёл?» «Лет пять назад, но это была катастрофа, потому что у нас крыши дырявые…»

И, как оказалось, не только для беднейших современных хостелов дожди превращаются в кошмар, для культуры мочика, обитавшей здесь примерно со II по VI века нашей эры, они также были чрезвычайно опасны. Дело в том, что все свои сооружения мочика строили из необожжённого кирпича (самана), который под воздействием влаги начинает разрушаться. Вот почему пирамиды, которые мы осматривали в первой половине экскурсии, были больше похожи на безразмерные оплавленные свечки, чем на какие-то сооружения. Их здесь две – пирамида Солнца (Huaca del Sol) и пирамида Луны (Huaca de la Luna). Где-то я это уже слышал? Ах, да – в Мексиканском Теотиуакане две главные постройки называются точно также. Просто названия эти не оригинальные, а придуманные археологами исключительно для своего удобства: пирамиды побольше – это всегда «Солнца», поменьше – «Луны». В данном же случае большая вроде как предназначалась для государственных нужд, малая – для религиозных.

На большую пройти нынче нельзя – археологические работы. А вот малую (10 солей за вход плюс ещё 3 за музей неподалёку) мы осмотрели основательно. Состоит она из пяти уровней, каждый метров по 15 в высоту, но увидеть можно только три верхних. Дело в том, что каждые где-то 60 с чем-то лет (сколько точно, я забыл и в сети отыскать не могу, но помню, что неровное какое-то число) мочика полностью закладывали кирпичами один уровень и на его основе возводили следующий, полностью аналогичный. Зачем они это делали – можно только догадываться, но зато, благодаря такому подходу, уже на третьем уровне до наших дней в идеальном состоянии дошли оригинальные полностью раскрашенные изображения. Изображали, естественно, богов, всё тех же, что на кувшинах, захороненных в Королевских гробницах Сипана (напомню, гробницы – тоже дело рук мочика), да и внутри самой Пирамиды Луны найдены некоторые могилки знати, не говоря о многочисленных человеческих костях обычных людишек, приносившихся здесь в жертву.

Жертв приносили, чтобы умилостивить богов, которые должны посылать благоприятную погоду, т.е. чтобы дожди были, но ни в коем случае не часто. Однако где-то в VII веке нашей эры случился особенно сильный Эль Ниньо, и выпало очень много осадков. Человеческих жертв стали приносить всё больше, а толку не было (нынче процесс заменён на покупку свечек и выстаивание церковных служб, хотя результат, естественно, аналогичный), в итоге жрецы утратили власть над народом, строения оказались разрушенными дождями, и люди покинули эти места.

На обед нас привезли в удивительный ресторан под названием “turistico” (что в переводе означает «для лохов»). Полностью битком, на помосте национальные танцы, а в меню просто неприличные цены (напоминаю, еда в стоимость тура не входил). В результате зашёл за угол и съел в какой-то кафешке вполне нормальный ланч за 5 солей (2 бакса).

Вторая часть поездки была посвящена более поздней культуре Перуанского региона – чиму, которая как раз пришла на смену мочика и просуществовала вплоть до своего захвата инками в 1470-м. Выдающийся доинкский народ, построивший совсем недалеко от Трухильо город Чан Чан площадью 20 квадратных километров и с населением в 30 тысяч человек, который считается самым большим город континента на том момент. Строили всё из тех же необожжённых кирпичей, потому со временем от дождей большинство построек «оплавилось» и находятся сейчас в довольно плачевном состоянии. Тем не менее по билету за 10 солей мы осмотрели одну здоровую пирамиду, один музейчик и наконец главное – несколько огромных площадей в центре самого города Чан Чан. Площади служили традиционно для религиозных обрядов, в основном, как можно догадаться, человеческих жертвоприношений. На стенах много новодела, полностью воспроизводящего древнего рисунки, ибо сохранить их на открытом воздухе не представляется возможным. Очень жарко, хотя со стен видно даже океан, так что жизнь здесь была явно не сахарной.

Напоследок нас ещё зачем-то завезли в курортный городок Huanchaco, где разбит большой пляж и ходят толпы сёрфингистов. Мне хватило одного взгляда на тёмную, страшно загаженную полоску песка, которая была буквально облеплена человеческими телами как свежий кусок мяса жирными мухами, чтобы, сделав пару кадров, немедленно вернуться в автобус. Воистину, никогда в жизни не видел более грязного пляжа!

Пока было время, поговорил с водителем о ситуации в Перу:

— Как с экономикой, политикой, есть ли улучшения?

— Нет никаких улучшений. Страна катится вниз, безработица растёт, молодёжь вооружается, криминал набирает обороты, уже страшно жить в этой стране и по улицам вечерами ходить…

Вот такой ответ. Вот такой пляж. Вот такое нынче Перу.

One Response to Путешествие по Перу. Дни 5, 6 (12, 13 января). Trujillo.

  • Маша

    После твоей страшилки про старые игрушки на превьюшке 5-го кадра, скрывающей верхний и нижний край фото с признаками качелей, увиделись прутья решетки, из-за которых на меня глумливо пылится плюшевый рецедивист. Б-р-р-р…