Путешествие по Бразилии. Дни 1, 2 (28, 29 апреля). Porto Alegre.

Автобус, который должен был перевести меня через седьмую, заключительную, сухопутную границу моего путешествия, опоздал, ни много, ни мало, на час с лишним и оказался, мягко выражаясь, убогим. Правда, на входе стояла совершенно сногсшибательная бразильяночка, олицетворявшая собой весь прекрасный мир страны, в которую я отправлялся (если они там все такие, то похоже, придётся брать обратно свои слова о неземной красе аргентинок с уругвайками).

Правда, была и ложка дёгтя, ибо красотка стала первым за последние месяцы человеком, который не говорил по-испански, что ненадолго ввело меня в ступор, потому что вместе с билетом та взяла мой паспорт и явно не собиралась отдавать. Наконец, удалось объясниться на английском, что заветная красная книжечка остаётся у неё, и на границе выходить никуда не надо, всё сделают за меня. Не могу сказать, что я прям сильно обрадовался этому факту, потому что в таких вещах доверяю только себе, и люблю лично контролировать процесс проставления штампов. Но в конечном итоге из Бразилии меня максимум депортируют, а мне по-любому возвращаться на Родину, так что риска никакого.

Когда ранним утром я в первый раз открыл глаза, то осознал, что всё ещё нахожусь в страшно неудобном креслице раздолбанного автобуса, но по всей видимости уже на территории другого государства. Сразу вспомнилось, что где-то в середине ночи мы долго стояли на каком-то пустыре, очевидно являвшемся границей, и что очаровательная незнакомка паспорт мне до сих пор так и не принесла. Последний момент хотелось бы постоянно прокручивать в голове, чтобы на автомате не выскочить без заветного документа в своём пункте назначения.

Где-то в районе девяти, когда по-хорошему мы бы должны были уже прибыть в Порту-Алегри, автобус остановился у какой-то едальни, и я вышел размять затёкшие члены. Пока стояли, бэкпекер-датчанин поинтересовался у меня о нашем месте нахождения, на что я ответил, что, по всей видимости, мы где-то в Бразилии, но более точными сведениями не располагаю. Как только тронулись в путь, красавица наконец принялась за раздачу документов. Бразильский штамп оказался самым убогим из всех, что мне ставили в этом путешествии – чёрный прямоугольник с датой и словом “Brazil” и снова на разворот с шенгеном, так что получилось, что за все восемь стран я по большому счёту не потратил ни одного чистого листочка в паспорте – невероятная удача.

И вот ближе к одиннадцати огромные металлические трубы заводов и красочные рекламные конструкции возвестили, что мы наконец прибыли в какой-то большой город (до этого, кстати, была сплошная пампа, совершенно не на что смотреть), а так как Порту-Алегри был на нашем пути первым таким местом, я чётко осознал, что пора вылезать.

Терминал был стареньким и облезлым, но к этому я уже привык давно. Что не порадовало, так это то, что закрыт обменник (как-никак воскресенье), поэтому вместо того, чтобы избавляться от оставшихся уругвайских песо, пришлось светить карточку прямо в банковском автомате Терминала, открытом взорам всех окружающих. Но хотя бы выдал деньги. И без всякой комиссии. И по курсу прям ровно-ровно два реала за один доллар. Это не могло не радовать.

Деньги есть, можно мажориться – беру такси до дома моей хозяйки с каучсёрфинга (Бразилия славится своими страшно высокими ценами, так что было грех не подыскать себе бесплатное жильё в городе-миллионнике). Хозяйка по имени Анжелика (ударение именно на «е») была дома, напоила чаем с бананом (а бананы-то здесь, оказывается, совсем другие – с ярко выраженной кислинкой, если не сказать просто кислые!) и повела в город на экскурсию.

Первые бразильские наблюдения – здесь очень жарко (а ведь это май, то есть уже ноябрь по-нашему!) и очень грязно. В принципе и то, и то было довольно предсказуемо, хоть и не в таких экстремальных формах как 30 градусов в тени и минимум один-два бомжа на каждые сто метров дороги. С другой стороны имеется несколько больших площадей с историческими зданиями, классические соборы, музеи, много зелени, широченная набережная и велосипедные дорожки. Весь народ в выходной день, что называется, тусит, правда, в несколько отличной от аргентинцев форме: или в парке, или в торговом центре, и разделяются они, если верить словам Анжелики, примерно в одинаковых пропорциях.

В торговые центры мы, естественно, не заходили, а вот в большом парке, до которого дошли, народу действительно было нереально много. Дети бегали по пересыхающему фонтану, подростки гоняли мяч (это же Бразилия!), взрослые выискивали безделушки на ярмарочных лотках, остальные просто лежали группками на газонах. Был здесь и митинг, и не какой-то там традиционно левацкий, а против испытаний на животных. Сразу как-то проникся уважением к бразильцам, да и девчонки там, опять же, сидели очень даже ничего.

Вообще основной целью нашего похода должен быть стать некий музей современного искусства, в который мы должны были пойти с друзьями Анжелики, но она что-то долго и муторно с ними переписывалась, пока наконец не сказала, что лучше мы встретимся с ними прямо в музее. Вообще ещё с Аргентины сделал одно наблюдение –народ очень любит переписываться исключительно в фэйсбуке. Вот не эсэмэсят, не звонят, а всё постят в фэйсбук, иногда даже просто себе на стену: типа, через два часа иду в музей, кто со мной. И презюмируется, что кому надо, тот сразу прочтёт и откликнется. Лично мне такой способ кажется изначально обречённым на провал. И в общем так оно и оказалось – по музею мы ходили одни, только потеряв перед этим время в парке, пока ждали, кто там что напишет.

Музей оказался далеко, и ехали мы туда на автобусе (2,35 реала за поездку, то есть 1 доллар 20 центов, по-моему страшно дорого). Кстати, совсем недавно им пытались эту цену ещё поднять, но народ устроил демонстрации в знак протеста, и её оставили на прежнем уровне. Вот что значит активное население, а не наш конформистский электорат. Можете представить, чтобы хоть кто-то, кроме самых ярых пенсионеров коммунистической закалки вдруг устроил шествие по Тверской против подорожания проезда в метро? Вот. Поэтому и не удивляйтесь, что из года в года платите за него всё больше. А бразильцам респект.

Дорогой проехали мимо местного стадиона. Порто Алегре в следующем году тоже будет принимать Чемпионат мира по футболу, поэтому здесь всё усиленно ремонтируют. Правда, стадионов в городе два. Но мелочиться они не стали – решили отделать оба сразу: типа, какой первый закончат, на том и будут играть. Ну и похоже, что это будет явно не тот, что я увидел, потому что на нём даже близко конь не валялся, а кругом разруха как после бомбёжки. Так что в этом плане бразильцы на нас похожи – раздолбаи хлеще наших, ибо всё, что я знаю о том же нынешнем строительстве в Сочи, не оставляет в этом никаких сомнений.

Вход в музей оказался бесплатным (похвально), правда, давали в нём сегодня какого-то очень уж депрессивного южноафриканского художника-мультипликатора, рисующего исключительно углём. Картинки получаются, конечно, живыми, но такими уж безрадостными, что хоть вешайся, плюс и сюжеты какие-то совсем мозгодробильные. Хотя уверен, что многие заинтересуются. Автора зовут William Kentridge, можете поискать в википедии.

По дороге обратно купили пакет мате, чтобы дома его приготовить. Но совсем никак в Аргентине или Уругвае! Здесь мате делают холодным. Уж не знаю, каким образом он заваривается, когда в эту зелёную труху наливают ледяную воду, но тем не менее от жары помогает прекрасно, да и вкус совсем не горький. В общем по большому счёту это вообще получается другой напиток, кроме названия ничего общего.

На следующее утро встали вместе в восемь утра. Ключ у хозяйки один, так что выйти придётся вместе. Вот только незадача – на улице дождь. И не то, чтобы очень сильный, но явно надолго. А ещё сегодня понедельник, то есть музеи все закрыты. С учётом этих двух факторов я с большим ужасом пытаюсь прикинуть, что же буду делать до часу дня, когда мы должны будем встретиться с Анжеликой у её работы, чтобы вместе пообедать. «А почему бы мне, собственно, не взять ключ и не ждать её вечером дома?» — вдруг осеняет меня мега-гениальная мысль, которую я совершенно не стесняюсь тут же озвучить (хреновая погода обычно очень быстро выветривает из тебя всю застенчивость). На том и порешили: хозяйка уходить вкалывать, а я остаюсь пережидать дождь.

Часа три потратил на планирование своего дальнейшего пути по Бразилии и переписку с организатором пятидневного курса выживания в дикой природе в украинских Карпатах, что у меня недавно выскочил в ленте вконтакте. И что-то сразу я им нереально загорелся, к тому же и в Украине не был никогда, так что в середине июня вновь пакую рюкзаки, дорога странствий меня отпускать явно не собирается.

Ближе к полудню дождь наконец перестал, и я отправился в город. Прошёлся по всем вчерашним местам, теперь уже с фотиком, заглянул на местный рынок, где торговали и едой, и всякими старинными вещицами. А потом отправился в Терминал. Да-да, опять туда же, вчера как-то не догадался, а ведь двухнедельный план по Бразилии у меня расписан чуть ли не по часам, и чтобы его не нарушить, очень нужен билет из Игуасу в Кампо Гранде, а система выдаёт, что подходящий ночной автобус для переезда всего один, так что если не куплю его здесь, вполне возможно, что в богатый всякой живностью бразильский Пантанал, о котором многие говорят, не попаду вовсе. Терминал от центра недалеко, но тротуары в таком состоянии, что только и гляди, как бы в какую какашку не влететь или блевотину (Бразилия, а что вы хотели?) Ну а под большим мостом, что ведёт к Терминалу, так целое лежбище бомжей оказалось, и запах соответствующий.

Ну, добрался в общем наконец, подхожу к окошку той единственной компании, что возит в Кампо Гранде, под названием Eucatur и пытаюсь то на испанском, то на английском объяснить, что мне надо. Довольно безрезультатно (вопреки распространённому убеждению, португальский от испанского, во всяком случае устный, отличается очень сильно). Позвали мужика, который хоть как-то владеет английским. Тот понял, чего я хочу, но с полной уверенностью заявил, что их компания из Игуасу никуда не возит. «Как так, я же на вашем сайте смотрел – есть автобус, в 18.00 выезд». «Нет, нету и не было никогда».

Ну, постоял ещё немножко у окошка, потупил и пошёл обратно, пытаясь понять, кто же из нас идиот. Ах да, перед этим ещё попытался в будке Info выяснить, не ездит ли какая ещё автобусная компания в Кампо Гранде, но оказалось, что там тоже не владеют никакими языками, кроме португальского, и понимать что-либо отказываются. С горя сажусь в японский ресторанчик на втором этаже центрального рынка и заказываю порцию суши за 34 реала (17 баксов между прочим). Думал, что за такие деньги меня хотя бы накормят от души, и сразу полегчает. Но принесли какие-то совсем мелкие суши (я бы даже сказал «сушки») да несколько кусков просто сырой рыбы, которыми я в результате даже и не наелся. Выход из такой практически безнадёжной ситуации был лишь один – спать. Что я и сделал, как только вернулся домой.

Ближе к семи вечера пришла хозяйка. Поведал ей о своём горе. Вместе зашли на сайт компании: есть этот рейс, и билеты даже можно купить по интернету, регистрироваться только надо. Но стрёмно как-то брать электронные билеты у компании, которая даже о маршруте таком не знает. Вывожу список адресов офисов, а там только улицы, даже без номеров домов, звоним по указанному телефону – попадаем в какую-то квартиру. Да уж, надёжный перевозчик, ничего не скажешь. Ну ладно, другого всё равно нет, пробили по общей базе – из Игуасу в Кампо Гранде возит только он, так что прошу Анжелику написать мне на листочке по-португальски, что нужен мне вот такой билет на вот такое число, завтра не буду ничего объяснять, просто суну бумажку, пусть разбираются, как хотят.

Ну а сегодня вечером мы идём с её друзьями в кафе. Сам бы я в жизни на тёмные улицы этого города не вылез, а так хоть посмотрю, как оно там. В принципе не очень страшно, когда вас пять человек. Да и народу много кругом, все рестораны забиты, у них тут принято ужинать не дома, но хотя бы не так поздно, как в Аргентине. Зная, что по-португальски я никак, все разговаривают по-английски, чтобы я понимал, а когда вдруг забываются и снова переходят на родной, то потом обязательно извиняются и переводят всё, о чём только что говорили. В общем очень тактичные ребята, приятные. А обсуждали много чего: и падающий уровень образования из-за введения в университетах обязательных мест для детей из бедных семей, которые вообще не обладают базисными знаниями, и моё большое путешествие, и коррупцию в бразильской судебной системе… Под это дело умял огромный гамбургер всего за 10 баксов и как-то мне полегчало. Глядишь, и билет в Кампо Гранде завтра выбью, и вообще жизнь покажется прекрасной и удивительной.

2 Responses to Путешествие по Бразилии. Дни 1, 2 (28, 29 апреля). Porto Alegre.

• Аня

Фото №6 занятное

• alf

Архитектура позволяла. Грех было не воспользоваться.