Путешествие по Мексике. День 52 (19 января). Mexico D.F.

Путешествие по Мексике. День 52 (19 января). Mexico D.F.

Второй и последний день в столице перед тем, как начать свой «восточный круг» в сторону Юкатана. И раздумий о том, как этот день провести, у меня никаких. Вторая часть мексиканского путешествия будет в той или иной степени посвящена осмотру древних пирамид, а значит, нужно подготовить себе теоретическую базу под это дело. А где ещё это делать, как не в крупнейшем в стране Национальном музее антропологии? Выдвигаюсь туда.

Вход за 59 песо, плюс позарился на аудиогид ещё за 65. Последнее было совершенно дебильное решение, так как абсолютна вся необходимая информация отражена на многочисленных табличках у каждого артефакта. Правда, написано в основном на испанском, по-английски процентов двадцать, не больше, так что тому, кто с испанским не очень, аудигогид может и пригодится. Итак, окунаемся в мир древности.

А древности в Мексике было выше крыше. Первой значительной культурой на этой территории считаются ольмеки (XIIIIV века до н.э.). Наверняка видели бутылку текилы с аналогичным названием (Olmeca), на ней ещё такая большая голова нарисована. Ну вот, эти каменные головы в два человеческих роста и есть отличительный знак ольмеков, они их много наделали и расставили там, где обитали (к востоку от Мехико, но не доходя до Юкатана).

Когда ольмеки начали сдавать, им на смену пришли сапотеки (IV в. до н.э. – VIII в. н.э.), что заняли территорию на юго-восток от нынешнего Мехико (штат Оахака), не путаем с сакатеками, которые были значительно позже и севернее. Ну а после сапотеков были микстеки, которые, собственно, и дали название стране.

Важнейшую роль сыграла культура с трудным названием «теотиуакан» (IVIII века). Религиозный и культурный центр (который нынче так и называют “Teotihuacán”) у них находился совсем недалеко от нынешнего Мехико, и в прошлое своё посещение мне удалось там побывать. Две главные пирамиды («Солнца» и «Луны»: нынешние археологи всегда всё называют «Солнца и Луны», если находят что-то большое и что-то поменьше), плюс каменные сооружения разной степени сохранности в округе. Место интересное и несомненно достойное посещения, особенно с учётом того, что логистика к нему элементарная.

Потом были ещё тольтеки – тоже в непосредственной близости от нынешней столицы, только на северо-запад, в их столице под названием Тула тоже удалось ранее побывать. Там, правда, не особо есть на что смотреть, кроме как на четырёх здоровенных истуканов. Считается, что это изображения тольтекских воинов, однако остаются вопросы по поводу того, что они держат в руках, потому что это похоже и на какие-то гигантские ключи, и на отбойные молотки, и на пистолеты одновременно. Но лично я бы не стал раздувать из этого какую-то теорию, что те владели лазерами или ещё какими-то космическими технологиями. Да и в саму Тулу вам ездить не советую, так как в Музей антропологии привезён один оригинальный экземпляр «воина» и нынче можете лично его осмотреть, выдвигая свои версии по поводу загадочных предметов в его руках (в самой же Туле вместо четвёртого истукана поставили копию, она заметно отличается от остальных по цвету камня).

«Так а где же майя?» — уже задаются некоторые вопросом. Они выходят на сцену где-то веке в третьем-четвёртом и потихоньку заселяют полуостров Юкатан, аккурат в то время, когда туотиуаканцы и сапотеки находятся на вершинах своего развития в других регионах. История майя насчитывает более тысячи лет, после которых до нас дошли десятки пирамид и церемониальных центров, некоторые из которых до сих пор не расчищены от джунглей (а многие, скорее всего, и просто не найдены). Правда, нужно понимать, что во время своего расцвета майя единой народностью сами себя не считали, это было скопление независимых городов-государств, которые ко всему ещё и вели постоянные войны между собой.

Считается, что коллапс майя пришёлся на VIIIIX века, когда в регионе случилась череда сильнейших засух. Население резко уменьшилось, города были покинуты, а немногочисленные выжившие потихоньку мигрировали на север полуострова, где худо-бедно продолжали своё существование до самого прихода испанцев в XVI веке. В этом плане фильм Мэла Гибсона «Апокалипто», в целом сумевший грамотно передать атмосферу эпохи, не выдерживает критики по поводу датировок. Ведь перед нами разворачиваются сцены явного расцвета майя, которые никак не могли происходить в момент высадки на полуостров испанцев.

В этом плане было бы гораздо грамотнее снимать кино про ацтеков, которые в тот исторический период достигли небывалого могущества, основав в 1325-м году столицу на месте, где орёл со змеёй в клюве сел на кактус (это изображение нынче красуется на мексиканском флаге и вообще является символом страны). Столицу назвали тоже не без фантазии – Теночтитлан. К XVI веку это был, возможно, самый населённый (и уж точно самый процветающий) на планете (!) город. Представлял он из себя своеобразную Венецию, так как стоял почти целиком на воде, въехать в него можно было по четырём каменным мостам, ориентированным по сторонам света, сюда был проведён акведук, а пирамиды на центральной площади восхищали и одновременно устрашали любых чужестранцев своими размерами и великолепием. Ибо ацтеки были действительно жестокими и воинственными (как, впрочем, все индейские племена) и действительно разрезали грудные клетки пленных (да и сородичами не брезговали), доставали оттуда ещё бьющиеся сердца, а кровоточащие тушки скатывали по ступенькам пирамид, ибо их бог солнца питался исключительно человеческой кровью, без которой мог ослабеть и завтра не выйти светить и греть как обычно.

Советую всем учитывать эти замечательные ацтекские традиции (которые практиковали почти все древние народности континента), рассуждая о том, какие это были умные ребята, рассчитавшие с точностью до дня конец света в 2012-м и другие подобные штучки. Ничего сверхвозможного ни майя, ни ацтеки, ни инки по моему глубокому убеждению никогда не умели, и никаких там утерянных сакральных знаний в их культурах никогда не существовало.

Скандинавский Тор, русский Ярило или христианский Иисус ничем по сути не отличаются друг от друга или от пернатого Кетцалькоатля (главного майянского божества). Они нужны в качестве опоры государственного строя и символа надежды на то, что всё будет хорошо, но не более. При этом все сооружения преиспанских культур, что на данный момент я осмотрел в Мексике, тоже не несут никаких загадок: обычные грубо обтёсанные камни, положенные на раствор. Здесь можно рассуждать только о местах, которые заселили инки на территории современного Перу (Куско, Саксауаман, Ольянтайтамбо), ибо их действительно изначально строили какие-то мега-развитые цивилизации. Откуда они взялись и куда делись потом, мы вряд ли узнаем, здесь можно фантазировать до упора. А вот Андрей Скляров с его вечными «поисками истины» в Музее антропологии (четвёртая серия фильма «Неизвестная Мексика») меня в этом плане разочаровал. В данном случае похоже, что авторы сами себя накрутили ещё до того, как что-то снимать, ну и чтобы не возвращаться с пустыми руками, начали выискивать какие-то крупицы, пытаясь сложить из них цитадель, из которой получился лишь хлипкий карточный домик, не выдерживающий простого дуновения. Хотя, быть может, я отыщу для себя какие-то загадки дальше в пути, музей – это всё-таки музей, вряд ли здесь выставят что-то, что противоречит общепринятым идеям.

Ну ладно, оставим наконец археологию в покое и посмотрим, что здесь ещё в округе. А в округе здесь огромный парк Чапультепек с роскошным Президентским дворцом, который в своё время служил резиденцией целой плеяде различных глав государства. Нынче дворец открыт для посещения и представляется мне обязательным для осмотра. Тут же и музей Руфино Тамайо (помните цитату Пабло Неруды про «вершины Анд», вот там, в том числе, и про него было). Повезло, что сегодня воскресенье и вовнутрь пускают бесплатно, потому что это опять какое-то невообразимо претенциозное место современного модерна, на который без слёз не взглянешь. Чуть-чуть есть и из самого Тамайо – полный отстой, какая там «вершина Анд», так, убогий холмик, не более.

Вообще Чапультепек – это излюбленного место отдыха для столичных жителей, а так как нынче воскресенье, то иной раз еле пробираешься сквозь толпы народа. Кругом торгуют всякой фигнёй, на каждом углу жарят бургеры, и ещё в разных местах клоуны выступают. Клоуны – это вообще классический атрибут воскресного дня в любом мексиканском городе, в их задачу входит выбирать кого-нибудь из толпы и глумиться над ним, желательно пожёстче и обязательно с сексуальным подтекстом. Пипл хавает это дело за милую душу, что лишний раз показывает довольно невысокий общий уровень интеллектуального развития здешнего населения.

Есть, однако, в парке и чудесный уголок высокой культуры – “audiorama” называется. Расставлены тут, значит, скамеечки, по которым очень удобно растекаться всем телом, столик с книжечками стоит, а по кругу – динамики, из которых льётся лёгкая классическая музыка. Заходишь сюда, головку на скамеечку, глазки к небу – и полетел. Снова Мехико подтверждает свой статус города сильнейших контрастов.

Ну и чтобы немного расслабить вас после всего этого археологического и иного загруза, поставлю коротенькое весёлое видео о первой части моего мексиканского путешествия. По-моему она более чем удалась, если удастся продержаться на таком уровне до самого конца, буду самым счастливым человеком на земле. Скрещиваем пальцы и желаем мне удачи на восточном фронте. И пусть всё получится!