Пляжный отдых – это, конечно, хорошо, особенно когда за спиной полтора года без отпуска (так получилось, что в 2016-м я бесшовно сменил работу, принеся в жертву своё право на отдых), в руке – бокал вина, а рядом – жгучая красотка, но всё же шило в одном месте продолжает покалывать и гнать смотреть, что же в этой стране ещё примечательного. Начнем с того, что ближе всего.
Древний город-крепость Будва стоит всего в четырёх километрах от Свети-Стефана и имеет с ним отлаженное автобусное сообщение. История города начинается аж в глубине донашеэровских веков, однако на современный облик больше всего повлияло его вхождение в состав Венецианской республики в XV – XVIII веках. Собственно крепость – это нынче лишь незначительный каменный кусочек города, застроенного многоэтажными отелями, чуть выдающийся в море, с огромным количеством мелких магазинчиков и кафешек на узеньких мощеных улочках, дышащих древностью. Смотрится это довольно нелепо, а где-то – откровенно убого, я бы предпочел сделать из неё закрытую музейную территорию, но время и экономика диктуют свои правила. Более-менее проникнуться атмосферой можно, если взобраться на сами крепостные стены (вот сюда как раз только по билетам): здесь совсем мало народу (сувениров нет и не кормят, чего ходить) и обзор отличный.
Что же до остального города, то от таких мест меня откровенно тошнит, особенно с учетом того, что русских туристов в Черногории абсолютное большинство, а все турфирмы селят их непременно в Будве. Огромные толпы мигрируют на пляж и обратно, из каждой лавчонки зазывают куда-то поехать, все чего-то жуют, дети бегают, в общем мрак. Только в крепость и скорее обратно в свой милый Свети-Стефан. А, да, ещё здесь есть статуя, с которой все фотографируются – тоненькая танцовщица на фоне древних крепостных стен. По старинной легенде каждое утро под каменным стенами танцевала жена моряка, ушедшего в море. Моряк, понятное дело, не вернулся, девушка, естественно, зачахла и померла. Но статуя вышла нежная и красивая, если отбросить тот факт, что возле неё постоянно толкутся стада туристов.
Если обратиться к списку объектов ЮНЕСКО, то на территории Черногории таких значится всего четыре. И одним из них является город Котор. Это тоже одна большая каменная крепость, только раза в три больше Будвы и почти без русских. Добираться сюда, понятно, чуть сложнее, но с учетом мизерных расстояний совсем не страшно: от автобусного вокзала Будвы (пешком от старого города) минут сорок на рейсовом автобусе.
Котор приветствовал неприличных размеров крепостной стеной толщиной метров в десять (неспроста же Османская империя так и не смогла овладеть им в бесконечных стычках с венецианцами) и не менее грандиозной куклой девочки, восседающей на ней в честь какого-то театрального фестиваля. Внутри прохладно даже в жару, так как всегда вдоволь тени, а камень сильно всё равно не прогревается. Улочек много, и почти на каждой по церкви и с десяток кошек. Крепостная стена уходит далеко вверх на холм, куда можно подняться пешком за символическую плату, но путь не близок и уходит почти вертикально вверх, поэтому в разгар полудня мы не решились на такую авантюру, предпочтя отведать холодного пива на площади, древней как кости мамонта.
Каких-то музеев или особо отличающихся от других церквей или иных архитектурных сооружений ни в Будве, ни в Которе мы не нашли. Здесь интересен просто сам процесс топтания брусчатки и фотографирования котиков, большего в принципе и не требуется. Но не крепостями едиными живёт Черногория, есть здесь и монастыри, и пещеры, и озёра – страсть как надо их все посмотреть. Вот только на общественном транспорте дальше Которской бухты не уедешь. Как известно, я не сажусь за руль с момента окончания Университета в 2004-м (нет, ничего страшного не случилось, просто мне никогда не нравилось водить, а первое место на работы было в Телеграфе на Тверской, что в двадцати минутах от дома на метро, так что надобность отпала сама собой), значит, нам потребуется какой-то тур.
В Свети-Стефане агентств не нашлось вовсе, в Будве они были везде, но предлагали одно и то же: автобус на сорок человек (русских и всегда битком!) с кучей необязательных остановок типа фабрик бижутерии. Мы не могли себе позволить испортить этот отпуск такими пытками, и провидение само ниспослало решение. Во время ожидания очередного автобуса из соседней машины вдруг высунулся здоровенный мужик лет сорока с предложением подвезти. Преступности в Черногории можно не опасаться (чай, не Рио), так что мы быстренько залезли и всю дорогу слушали довольно забавную сербскую речь, которую наш новый друг тщательно пытался выдать за русскую. Предлагал ни много, ни мало – за две поездки показать всю страну. Денег просил, конечно, в три раза больше, чем экскурсионные автобусы, но и зато ровно то, что мы и хотели, плюс меня подкупала возможность поболтать с местным жителем. Короче говоря, уже на следующий день, всё тщательно взвесив, я написал Жене (который Zelzko по-сербски) в Вайбер, что мы согласны.